+7(915)023-85-68 , +7(916)132-49-12
г. Зеленоград Панфиловский пр-т д.10
Ежедневно с 10:00 до 19:00
История русского ландшафного дизайна 2.

 Ландшафтное проектирование .

Ландшафтные работы Зеленоград,

Ландшафтные работы  Солнечногорский р-н., Дмитровский р-н., г.Лобня, г.Химки, Сходня, Фирсановка,  Клинский р-н. г. Солнечногорск.

Ландшафтные проекты

Ленинградское ш. , Пятницкое ш., Дмитровское ш. , Рогочевское ш.

Установка бассейнов. Фундаменты. Отмостка . МАФ.

07-02-2016

История русского ландшафного дизайна 2.

07-02-2016

 Царская резиденция в Измайлово.

 

          История садово-паркового искусства началась с 4-5 веков до нашей эры с садов Древнего Египта, Ассирии, Вавилона, Античной Греции. Из Ассирии и Вавилона садово-парковой искусство пришло в Китай и там искусство садов стало развиваться по своему направлению.

          В Европе «наследство древних садов» стало развиваться по нескольким направлениям:

Сады Барокко – пышные сады Италии и Среднеземноморья. Сады эпохи Возрожения. Сам климат – жаркий, засушливый, но я обилием рек и ручьев располагал к разнообразию растительности на горном рельефе.

Сады в стиле Ренессанс – регулярные сады Франции с ровными дорожками, аллеями к основному элементу парка – строению (дворцу).

Пейзажный стиль – классицизм в архитектуре и природный стиль в садах. Это сады Англии. Особое направление развития этот стиль получил в Японии.

          В России садово-парковое искусство (наверное, из-за любви русского народа к разнообразию и богатству;)) развивалось в смешанном стиле.

          Любим мы сравнивать себя с заграницей, причем не в свою пользу. И это мы у них переняли, и то. За что ни возьмись – везде сплошное преклонение перед Западом. Вот и с московскими усадьбами похожая ситуация. Про какое бы загородное имение русской знати ни шла речь, часто говорится, что это, мол, русский Версаль или русское Фонтенбло. И таких вот «Версалей» в Москве и ее окрестностях просто гроздь. Начиная с Архангельского, продолжая Малыми Вяземами, да еще и многими другими, и заканчивая Вороновым, которое его владелец граф Федор Ростопчин самолично в 1812 году поджег. Называя ту или иную усадьбу «русским Версалем», подразумевают, как правило, что хозяин ее стремился все сделать на западный манер, подражая загородной резиденции французского короля Людовика XIV, прозванного современниками «Король-солнце». И совсем забывают, что и у нас когда-то был прекрасный образец для подражания, которому Версаль и Фонтенбло в подметки не годились – да, это и есть Измайлово, изумлявшее приезжавших в Россию иностранцев своим великолепием.

           Было это в 1705 году, при Петре I. В Россию из заграницы вернулись московские послы во главе с ближним окольничим и Ярославским наместником Андреем Артемовичем Матвеевым. Своеобразным отчетом о поездке послужил «Архив, или Статейный список московского посольства, бывшего во Франции; из Голландии инкогнито в прошлом, 1705 году, сентября в 5 день». Во многих городах и весях побывали московские послы. Видели Париж, Версаль, Фонтенбло.

           И вот что находим мы в этом отчете: «Описание королевскому селу Фонтенбло. Сие село Фонтенбло и его место зело подобно есть селу Измайлову его царскаго величества, что близ Москвы, кроме гор каменных. Дом королевской в овраге некоем имеет свое положение, состоящее во многих малых дворцах и неправильною архитектурою построенных, понеже в притычку делан один после другого. Ловитва (имеется в виду охота, от слова «ловить» ) есть лутчая красота сего села в лесу так стройном, бутто б нарочно насажденном, и столько дорог просечено, что не мочно верить, чтоб руки человеческие могли то зделать и выровнять. Соединение тех ловли дорог называют звезды, понеже таким видом учинены. В горах оных каменных множество кабанов, оленей и волков, что забавляет короля зело».

           Московский посол, впервые увидев одну из резиденций французского короля, не стушевался, а нашел с чем сравнить, причем сравнение это оказалось для Отечества нашего более чем лестным. Мол, и у нас есть не хуже…

            И ведь что интересно: к созданию Версаля с Измайловым и Людовик XIV, и наш Алексей Михайлович приступили в одно время, в начале 1660-х годов. Но это лишь первое совпадение, которых в истории обеих резиденций немало. Вот еще одно – до того, как стать монаршими вотчинами, и Измайлово, и Версаль, использовались исключительно для охоты. Из непритязательных и небольших охотничьих палат и замков и выросли в результате долгих усилий многих людей царские поместья, поражавшие современников своим размахом и оригинальностью.

            Во время своего царствования оба государя огромное значение уделяют превращению окружающей их дворцы природы в райское место, для чего разбиваются невиданные доселе по разнообразию сады, устраиваются новые пруды и водоемы. Для обеспечения достойной жизни монархов и в Измайлово, и в Версале внедряются новейшие технические новшества, используются лучшие методы организации и ведения хозяйства. Постепенно резиденции приобретают значение центра единоличной власти, где рождаются и объявляются важнейшие государственные решения и появляются на свет наследники престола.

             Но если французский Версаль предстает сегодня во всей красе, воплощая историю французской монархии XVII–XVIII веков, то от русского Измайлова остались сущие крохи. И отмечаемый в этом году четырехсотлетний юбилей начала царствования династии Романовых – повод вспомнить и рассказать о том, как создавалось Измайлово, много лет служившее родовым гнездом Романовых.

              Мы хотим вам рассказать, можно сказать о родоначальнике садово-паркового искусства на Руси, царе Алексее Михайловиче Романове и его садах.

           Когда-то Измайлово было вотчиной Романова Никиты, после смерти его было забрано в казну. Вокруг села располагалась просторная равнина, зело пригодная для дел сельскохозяйственных.

          Царь, решивший устроить в Измайлово загородную резиденцию, имел виды не только на дворец, но и на обустройство садов. По его задумке планировалось сделать просторный сад в итальянской манере, чтобы были в нём высокие ворота и «вавилон»  Ещё построить большой зверинец, отгородив кусок лесного парка забором и заселив его разными зверями. Завести ботанический сад с аптекой и выделить участки под виноградники, разные травы, яблони, кедры, шелковицы (тутовые дерева) и хлопок. А так же много чего ещё, что захочется царю увидеть в своих садах «вавилонских».

          Началось обустройство в 1665 году, 30 августа из Астрахани, садовником Василием Никитиным, привезены были в Москву: кусты виноградные, семена дынные, арбузные да «бумажныя». В октябре месяце, 21 числа, сокольнику Дмитрию Ракову велено ехать за тутовыми деревами. Скорее всего сокольник приказ исполнить не смог, и на следующий год, в январе 28 числа, отправляют другого гонца. На этот раз Елисей Батогов, другой царский сокольник, поедет в Симбирск за шелковичными черенками. Ракова же оправят в Киев, чтобы привёз он деревьев плодовых, что он и сделает, представив ко двору «деревья с кореньем, венгерских дуль и слив, и фиговых, и виноградные кусты». Часть присланного останется в Москве, для Кремлёвских садов, остальное поедет в Измайлово. Будут там груши, орехи, черешня и разная другая растительность, которую сотник сдаст садовникам 23 апреля.

          Помимо саженцев приедет из Киева и садовник-виноградарь, им был старец Филарет из Межигорского монастыря. Старца определят на житие в Чудов монастырь, в Измайлово он станет ездить с Артемоном Матвеевым, полковником, главой стрельцов, который окажется позднее «другом царя и народа». Старец Филарет будет главным по черенкам в садах Измайловских.

           В то же время, астраханский садовник Ларион Льгов, как и ряд других лиц, получит приказ переписать тутовые деревья. Обыватели Астрахани да Симбирска за сбор шелковичных ягод будут получать деньги, по личному распоряжению царя. Велено скупать всякие семена да ядра, нанимать и свозить в царские сады разных мастеров: виноградарей и всяких садовников. Ещё найти мастера, который умеет краски из трав делать, другого мастера, чтобы канаты из травы-плакуна плёл.

          А ещё непременно, найти человека бывавшего «в Трухменах и в Хиве и в Балхе и в Бухарах», и разобраться, «чем красят Кизылбаши» откуда берут краски, сами делают, али покупают траву красочную; и что это за трава и откуда берётся, добыть её и семена и привезти. Выяснить тайно, есть ли ещё какие травы, кроме плакуна (Иван-чая), из которых можно канаты плести, да иные другие прядены делать.

           Саженцы, кусты, деревья, семена и зерно, всё растущее, собиралось везде, где оно хорошо росло. Усадьбы и дворы обходились на предмет качественного материала для царских садов. Как оказалось, многие стрельцы были умелыми садовниками, как и крестьяне.

            Весной 1666 года в центры садоводства поедут 15 стрельцов, для поставки оттуда всяких разных деревьев в Измайлово. Потом эти стрельцы станут отвечать за посадку деревьев и удобрение сада конским навозом с большой царской конюшни, что располагалась прежде в Государевом «Остожье».

            На видах-планах Измайловского острова, сделанных пером, обозначены разные участки, отведённые под сады. Тот кусок, где высадят виноградные черенки да деревья плодовые, получит название Виноградного сада. К нему подведут из пруда воду, качать её станет специальная машина, придуманная часовщиком Моисеем Терентьевым. 

          Виноградный сад займёт площадь в шестнадцать десятин и будет окружён «заборы в столбы, а в заборе четверы ворота с калитками, крыты тесом, верхи у ворот шатровые». Посреди сада расположатся «три терема со входы и с красными окнами, кругом их перила; около теремов пути, между путей столбцы точеные. Теремы, столбцы и грядки писаны красками.

          В том же саду помещались отдельные участки: «грушевый сад и дуливенгерские» длиной и шириной по 80 саж.; «сливный», имевший 100 кв. саж., «два сада вишневых» один в 100 кв. саж., другой в 150 саж. длины при 45 саж. ширины. Кроме того, при саде имелось два пруда, «плотины крадены дерном, сливные места дубовые».

          Черенки будут высаживать в специальных тёсовых загородках, от стужи прикрывать циновками. Станут растить виноград из семян, так же оберегая его от непогоды.

           В 1667 году заложат «Новый сад», самое лучшее место царь отведёт под дворец, который выстроят посередине садов. По периметру дворца выроют широкий канал и получится рукотворный остров. Эту часть станут называть «Сад, что на острову», всю же усадьбу прозовут Измайловским островом.

          Работали в Измайловских садах вольнонаёмные. В их обязанности входила прополка грядок, на которых росли немецкие травы да цветы, чистка дорожек, подготовка новых гряд. Подвязка растений лыком и мочалом, защита от птиц неводами да сеткой из проволоки. Поливка растений с помощью жестяных леек.

          Конечно, затея царя вырастить на московских землях диковинные растения провалилась. Не хотели расти в Подмосковье такие культуры, как арбузы шемахинские и астраханские, финиковое дерево, миндаль и дули венгерские. Однако царь был на редкость упрям в своих начинаниях и до конца жизни мучил подчинённых своими «проектами». Садовнику-немцу Индрику царь предлагает совершить «дело наитайнейшее» – привить на яблоне «все плоды, какие у Бога есть». Озадаченный садовник врать не стал: «Все плоды, государь, невозможно привить». Но царь был, как известно, упрям и приказал приступить к тайному эксперименту». Алексей Михайлович – супермичуринец или почти Трофим Денисович Лысенко. Это сейчас мы знаем, что растет виноград в Подмосковье и арбузы, и дули Вегерские (сорт Венгерка) и привить можно что угодно. А тогда это считалось утопией. Но творились чудеса на Руси благодаря таким «утопистам». А из исторической перспективы хорошо видно, что в последующие за царствованием Алексея Михайловича двести лет Россия освоила не менее южные и экзотические, чем финики и виноград, сельскохозяйственные культуры – например, кукурузу, помидоры и «чёртовы яблоки»-картошка.

           Например, английский натуралист Традескант, прибывший в Россию проторенным к тому времени морским путём (вокруг Скандинавии, порт назначения – Архангельск), обнаружил в устье Северной Двины розарий, вывез образцы, и эти розы распространились в Альбионе под названием «московские». А из Англии в Москву привозили семьи львов со львятами для царских зверинцев. Такие вот географически-биологические парадоксы. А ещё в Измайлове с ХVII века находились олени, кабаны, львы, тигры, барсы, белые медведи и рыси, соболи, чёрные лисицы, дикобразы, ослы. Этот зверинец лишь в малой степени выполнял роль зоопарка. Основная же цель его – развести всех этих животных по русским лесам, дабы получать определённые выгоды. Здесь же, в многочисленных прудах, водились ручные щуки, приплывавшие за кормом по звонку. В 37 копаных прудах Измайлова разводили отдельно карпов, стерлядь, линей, окуней, карасей, плотку. Подобное хозяйство было на Руси одно. Так же,«в связи с необходимостью снабжения русских поселенцев в Сибири своим зерном проводились своеобразные опыты по выращиванию в местных условиях (на разных почвах) ярового ячменя, овса, проса, гречихи, гороха, конопли, капусты, репы, огурцов. О том, что названные выше зерновые и овощи дают хорошие урожаи на Амуре, сообщали в Якутск в 1645 году участники похода Пояркова».

           Но все же наследство, оставленное Алексеем Михайловичем, было огромно, о чем свидетельствует перепись того времени:

           «Рощи 115 десятин. Рощи, числом 5, заповедные. Роща цапельная, где жили цапли. Зверинец. Плодовые сады, числом 32, аптекарские огороды. Регулярный сад. Виноградный сад. Волчий двор. Житный двор в 20 житниц. Льняной двор для мятия льну. Скотный двор, в нем 903 быка, 128 коров, 190 телиц и 82 тельца, 82 барана, 284 свиньи. Конюший двор, в нем 701 иноходец, кони, кобылы и мерины. Воловий двор. Виноградная мельница. Пивоварня, медоварня, солодовня, маслобойня. Птичий двор, в нем лебеди, павлины, утки и охотничьи куры многих родов. На мукомольне 7 мельниц. Стеклянный завод. Церквей каменных 3, деревянных 2, дворов поповых 5 и 11 причетников. Воксал для блистательных представлений. Мост, мощенный дубовыми брусьями… 27 прудов, в одном щуки, в другом стерляди, каковым щукам царевны вешали золотые сережки и кликали в серебряные колокольчики».

          И то сказать, если смотреть из нынешнего далёка, с Запада некогда приходили укоренившиеся со временем в российской биосфере и национальном мышлении продукты, а теперь ползут – генно-модифицированные…

          Измайловская царская усадьба станет отражением общей эпохи утонченности и будет поражать зарубежных гостей красотами и новшествами. Композиция ансамбля усадьбы окажется умелым сочетанием разных видов планировки: ландшафтной и регулярной.

           Регулярно распланированные участки (сады, огород, зверинец и т.д.) умело соединяться друг с другом и впишутся в окружающий их природный пейзаж русских березовых рощ, елового леса и соснового бора. Водные зеркала прудов да каналов дополнят картину и создадут единый ансамбль.

     Пережив перестроение в загородную резиденцию царей (при Федоре Алексеевиче), История Измайлова не закончилась, пережив лихолетье, эта древняя вотчина Романовых (а точнее, то, что от нее осталось) превратилась в интереснейший музей-заповедник, хранящий еще немало тайн и легенд.

                                        Андреева Ирина - ведущий дизайнер ландшафтной компании "Фло-кантри" .

Добавить комментарий
Обновить
Введите код с картинки